Мы гуляли, и сын говорит: «Смотри, пап, там облака такие, видишь, одно похоже на кошку». По-моему, да, на кошку.
Какие могут быть реакции?
1. Под ноги смотри!
2. А? Что? Нет, не похоже
3. Даа, ага, ну-ну.
… не отрываясь от экрана смартфона, например.
В этих трех вариантах нет никакой включенности родителя, есть игнорирование ребенка. Еще есть отрицание его способности видеть, фантазировать, лишение права иметь свою точку зрения. И хуже всего — разрыв между его реальностью и вашей, нарушение вашей с ним связи.
Есть хороший вариант родительского поведения.
4. Остановиться, внимательно посмотреть, согласиться, выразить одобрение:
«Да, ух ты, смотри-ка, точно похоже…».
Можно пойти дальше после первой одобрительной реакции. Присоединиться к его игре и к его реальности.
5. А вот там слева еще такое, похожее на….
В этом случае ребенок получает почти всё: искреннее внимание к себе, ощущение проживания жизни вместе с вами, поощрение своей открытости.
Моя техника: "похвала в будущее"
Я выжал из ситуации максимум. К одобрению и включенности добавил похвалу и восхищение.
6. Круто, что ты так умеешь! Вот так увидеть красоту в обычной жизни, заметить детали, проявить внимательность.
Я такое называю «похвала в будущее». Дети ведь формируют знание о себе из оценок взрослых. Я сообщил ему, какое у него есть качество личности, добавил ему знания о нем самом. Это не просто какой-то там «Молодец». Я хочу, чтобы он знал, что у него есть уникальность, способность к чему-то необычному.
Это невозможно повторять бесконечно, но несколько раз в раннем детстве, я считаю, полезно.
Понятно, что одной такой историей в ребенке не сформировать самоуважения и осознания своей индивидуальности. Это ежедневная задача.
Я показал просто технику, формулу поведения. Её можно перенести в разные сферы жизни. Попробуйте. И обратите внимание на реакцию ребенка.